• Украинский
    • Русский
    • English (UK)
  • Підписатися на новини:

  • Powered by ChronoForms - ChronoEngine.com

  • (067) 506 73 78

  • (063) 561 10 70

(Народна студія Маю «Право»)

Должники и коллекторы: какие изменения нужно внести в законопроект 2133

12 сентября 2019 года в Верховной Раде Украины был зарегистрирован законопроект № 2133 «Проект Закона о защите прав и законных интересов должников при осуществлении коллекторской деятельности»

ГО «ВР «Фінансовиий майдан» детально проанализировал законопроект и пришли к выводу, что он имеет ряд недостатков и подготовил свои рекомендации для его доработки.

Нерегулируемая факторинговая деятельность

Авторы законопроекта декларируют среди основных целей своей законодательной инициативы урегулирование правовых взаимоотношений возникающих во время осуществления коллекторской деятельности. Но, как выяснилось, законопроект не регулирует факторинговую деятельность коллекторов.

Низкая стоимость лицензии для коллекторов.

Законопроект также предусматривает формулу расчета стоимости оформления лицензии для коллекторов, которая привязана к прожиточному минимуму и составляет 2007 грн.

Колллекторская деятельность контролируется НБУ.

Об этом свидетельствует реформа госсектора, которая предусматривает, что регулятором коллекторских услуг является только НБУ, а не Кабмин, как это указано в «2133».

Коллектором может стать каждое ФЛП

Так законом прописано, что «субъект коллекторской деятельности- это субъект хозяйствования какой-либо формы собственности, созданный и зарегистрированный на Украине и получивший в установленном порядке лицензию».

Коллекоры с росийским капиталом не запрещены.

Норма о запрете деятельности коллекторских компаний с российским капиталом отсутствует, а что не запрещено, то, по сути, разрешено.

«Двойное» переименование.

Так документ предлагает переименование субъекта коллекторской деятельности как минимум дважды: во время получения лицензии и в случае лишения лицензии.

Стоит четко прописать понятие «единственное жилье» п.4 ч.3 . ст7

Так в перечне обстоятельств, при которых коллекторам запрещено осуществлять свою деятельность в отношении должника, в пункте №4 прописано « недвижимое жилое имущество, которое является предметом залога согласно статье 4 ЗУ «Про залог» и/ или ипотеки согласно ЗУ «Про ипотеку» и выступает как обеспечение обязательств гражданина Украины, используется как место проживания должника, у которого нет в собственности другого недвижимого имущества».

Кроме указанного, достаточно важно не допустить снижение суммы страховой гражданско-правовой ответственности. А также учесть, что в статье Законопроекта, в которой предусмотрены ограничения деятельности коллекторов для урегулирования задолженности по оплате коммунальных услуг и которые носят субъективный характер и имеет неоднозначные критерии в частности «использовать вульгарную и нецензурную лексику», «использовать какие-либо другие средства, которые имеют характер запугивания».

Также очень важно четко прописать в законопроекте такие положения:

1. Одним долгом может заниматься только одна коллекторская компания

2.Должника уведомляют о начале, окончании работы с долгом коллекторской компании заказным письмо. Таким же образом сообщают и о смене коллекторской компании.

3.Четко регламентировать договорные отношения между кредитором и коллекторской компании (возможно, типовой договор).

4. Должна быть предусмтрена ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ уголовная ответственность коллекторов за их незаконные действия.

С более детальным анализом можно ознакомиться, в закрытой группе ГО «ВР «Финансовый Майдан»».

Вимоги

учасників Всеукраїнської акції

«Народний імпічмент» голови Нацбанку Валерії Гонтаревої

  1. Зважаючи на вичерпання ліміту довіри, непрофесійності як державного службовця, втрату бездоганної репутації, Вимагаємо звільнення Голови Національного банку України Гонтаревої В.О., вимагаємо розслідувати всі обставини її діяльності та притягнення до відповідальності перед Законом.

 

  1. Вимагаємо прийняття низки Законів, які б захищали ошуканих позичальників – фізичних осіб:

    1. затвердити на законодавчому рівні механізм реструктуризації валютних кредитів населення згідно зареєстрованого в Верховній Раді законопроекту № 4004-2;

    2. визнати недійсним нарахування всіх нарахованих штрафних санкцій з «01» жовтня 2008 року за валютними іпотечними кредитами населення;

    3. законодавчо обмежити борг позичальника-фізичної особи обсягом застави;

    4. створити реєстр валютних позичальників;

    5. закріпити першочергове право щодо придбання власного заставного майна або боргу за позичальником/заставодавцем.

 

  1. Вимагаємо прийняття низки Законів, які б врегульовували діяльність кредиторів з валютними іпотечними позичальниками:

    1. відмінити Постанову Кабінету Міністрів України № 662 від 26.11.2015р. якою передбачається безспірне (без рішення суду, фактичне узаконення рейдерства) стягнення боргів та застави;

    2. до врегулювання питань реструктуризації, розширити обмеження мораторію на виконання судових рішень на користь банків, у т.ч. виселення з оселі та переоформлення предметів застави будь-якими способами, на всіх валютних іпотечних позичальників;

    3. до врегулювання питань реструктуризації заборонити роботу колекторських організацій з валютними іпотечними позичальниками.

 

  1. Вимагаємо прийняття низки Законів, які б захистили вкладників тих банків, що перебувають в ліквідаційній процедурі.

4.1 створення на базі активів банків, які перебувають в ліквідації, санаційної фінансової установи, яка б контролювалася в тому числі громадськістю;

4.2 тільки грамотне управління, а не розпродаж в «ліквідації» активів невідомо кому і за якою вартістю дасть шанс отримати свої кошти вкладникам ліквідованих банків понад суму, гарантовану Фондом гарантування вкладів фізичних осіб.