12 сентября 2019 года в Верховной Раде Украины был зарегистрирован законопроект № 2133 «Проект Закона о защите прав и законных интересов должников при осуществлении коллекторской деятельности»
ГО «ВР «Фінансовиий майдан» детально проанализировал законопроект и пришли к выводу, что он имеет ряд недостатков и подготовил свои рекомендации для его доработки.
Нерегулируемая факторинговая деятельность
Авторы законопроекта декларируют среди основных целей своей законодательной инициативы урегулирование правовых взаимоотношений возникающих во время осуществления коллекторской деятельности. Но, как выяснилось, законопроект не регулирует факторинговую деятельность коллекторов.
Низкая стоимость лицензии для коллекторов.
Законопроект также предусматривает формулу расчета стоимости оформления лицензии для коллекторов, которая привязана к прожиточному минимуму и составляет 2007 грн.
Колллекторская деятельность контролируется НБУ.
Об этом свидетельствует реформа госсектора, которая предусматривает, что регулятором коллекторских услуг является только НБУ, а не Кабмин, как это указано в «2133».
Коллектором может стать каждое ФЛП
Так законом прописано, что «субъект коллекторской деятельности- это субъект хозяйствования какой-либо формы собственности, созданный и зарегистрированный на Украине и получивший в установленном порядке лицензию».
Коллекоры с росийским капиталом не запрещены.
Норма о запрете деятельности коллекторских компаний с российским капиталом отсутствует, а что не запрещено, то, по сути, разрешено.
«Двойное» переименование.
Так документ предлагает переименование субъекта коллекторской деятельности как минимум дважды: во время получения лицензии и в случае лишения лицензии.
Стоит четко прописать понятие «единственное жилье» п.4 ч.3 . ст7
Так в перечне обстоятельств, при которых коллекторам запрещено осуществлять свою деятельность в отношении должника, в пункте №4 прописано « недвижимое жилое имущество, которое является предметом залога согласно статье 4 ЗУ «Про залог» и/ или ипотеки согласно ЗУ «Про ипотеку» и выступает как обеспечение обязательств гражданина Украины, используется как место проживания должника, у которого нет в собственности другого недвижимого имущества».
Кроме указанного, достаточно важно не допустить снижение суммы страховой гражданско-правовой ответственности. А также учесть, что в статье Законопроекта, в которой предусмотрены ограничения деятельности коллекторов для урегулирования задолженности по оплате коммунальных услуг и которые носят субъективный характер и имеет неоднозначные критерии в частности «использовать вульгарную и нецензурную лексику», «использовать какие-либо другие средства, которые имеют характер запугивания».
Также очень важно четко прописать в законопроекте такие положения:
1. Одним долгом может заниматься только одна коллекторская компания
2.Должника уведомляют о начале, окончании работы с долгом коллекторской компании заказным письмо. Таким же образом сообщают и о смене коллекторской компании.
3.Четко регламентировать договорные отношения между кредитором и коллекторской компании (возможно, типовой договор).
4. Должна быть предусмтрена ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ уголовная ответственность коллекторов за их незаконные действия.
С более детальным анализом можно ознакомиться, в закрытой группе ГО «ВР «Финансовый Майдан»».