Последние две недели просто таки бешенными темпами принимаются «реформаторские» законы. Не зная всю сущность украинских политиков можно было бы решить, что это депутаты ударились в работу, хорошенечко отдохнув на летних каникулах. Однако вопрос на ответ ради чего стараются депутаты стал очевиден буквально вчера, когда в СМИ появилось сообщение о визите комиссии МВФ. Поэтому логично предположить, что все эти законы- просто красивая ширма, за которой вполне удачно можно спрятать непобедимую коррупцию и плачевное состояние дел в финансовом и правовом секторе.
Судя по сообщениям МВФ едет проводить ревизию Бюджета на 2018 год, но есть ряд вещей на которые стоило бы обратить внимание иностранным финансистам. Например, на далекую от европейских стандартов систему гарантирования вкладов, на законодательство, которое защищает права заемщиков, как фиговый лист.
Финансовое законодательство европейских стандартов
Финансовое законодательство европейских стандартов- благозвучно, но не об Украине. Действующее законодательство Украины, регулирующее отношения клиентов и банков, достаточно однобокое и уж точно далеко от европейских норм.
Можно долго вдаваться в нюансы этих законов, но сотни исков в судах, постоянные акции протеста и прочие попытки вкладчиков и заемщиков защитить свои права и интересы- наглядный пример того, в чью пользу работают украинские законы.
Когда банки смогут получить кредит доверия от вкладчиков?
Современные законы позволяют банкам до факта наступления банкротства увести и спрятать деньги в офшоры и оставить с носом тысячи клиентов. А о том, что гарантированная сумма вкладов, прописанная в законе «О гарантировании вкладов физических лиц» в 200 000 гривен меркнет на фоне европейских 100 000 евро уже и говорить не стоит. По сути в этой части у нас в 10 раз меньше прав, чем у вкладчиков европейских банков.
Учитывая офшорные скандалы связанные с банками вполне логично было бы минимизировать на законодательном уровне риски и возможности вывода средств собственниками и руководящим звеном банков. И, конечно, НБУ наконец-то должно начать выполнять свою непосредственную обязанность и начать вести незаангажированный контроль над безопасностью вкладов украинцев. Только такие меры смогут , конечно спустя определенное время выдать кредит доверия от населения банкам и представителям власти, но без кадровой революции в рядах НБУ и ФГВФЛ тут вряд ли удастся достичь у спехов.Когда заметят проблемы заемщиков?
Пока МВФ мониторит бюджет, в Украине ежедневно люди остаются без крыши над головой и всему этому опять таки винной несовершенство законодательства.
Валютное кредитование срочно нужно вывести из законодательного тупика, ведь в безвыходное положение его завели сами власти, не предотвратив сумасшедшую девальвацию гривны. А теперь за промахи и некомпетентность власти расплачиваются заемщики, теряя при этом не только огромные деньги, но и единственное жилье.
Защитить права заемщиков могли бы законодательные акты , которые уже лежат в Верховной Раде, но так и не находят поддержки от тех, кого народ делегировал в Раду для защиты собственных прав и интересов.
В рамках этих законодательных инициатив реструктуризируются валютные кредиты, полученные заемщиками у банков на приобретение единственного жилья при нескольких условиях:
- при условии отсутствия другой жилой недвижимости в собственности;
-остаток задолженности по которым не превышает 2,5 млн гривен по состоянию на 1 января 2015 года (около 150 тысяч долларов США);
-по состоянию на 1 января 2014 года по которым отсутствует невозвращенная просроченная задолженность по договору о предоставлении ипотечного кредита в иностранной валюте или она погашена до момента реструктуризации.
Однако вместо того, чтобы разрешить кредитный коллапс, в Украине создают реестр заемщиков и таким образом концентрируя внимание не на решении их проблем, а на снова таки блюдя интересы самих банков. Власти обосновывают такой сбор сведений о заемщиков, требованиями МВФ и ЕС для дальнейшего сотрудничества и финансирования и умалчивают, что многие, кто окажется в этом реестре в качестве должника, оказался там из-за валютного апокалипсиса, который допустили сами властьимущие.
Опять-таки логичнее было бы создавать подобный реестр, только после того, как будет проведена реструктуризация валютных кредитов и будет законодательно прописан механизм, защищающий права заемщиков в случае дальнейшего удешевления гривны.